Ралли

В WRC обсуждают возможность смены формата

2023-09-22 17:33
Фото: Jaanus Ree / Red Bull Content Pool

Ставший за более чем 20 лет существования привычным для болельщиков и участников чемпионата мира формат «клевера» может уйти в прошлое.


В пятницу 22 сентября на очередном заседании Комиссии FIA по WRC обсуждаются предложения промоутера серии по изменению формата соревнований.


Один из ключевых вопросов обсуждения – будущее централизованных сервис-парков и возвращение к концепции удаленного обслуживания техники. Хорошо забытая старая концепция позволила бы командам доставлять ограниченное количество запчастей в существующие ныне зоны замены шин.


«Мы абсолютно открыты для изменения концепции единого сервис-парка, – заявил в ходе ралли Акрополь директор WRC Promoter по мероприятиям Саймон Ларкин. – На этапах всё чаще организуются зоны замены шин: обычно это происходит по пятницам – чтобы увеличить километраж, который можно проехать за день – и иногда по субботам.

Это значит, что в эти зоны выезжает по два механика. Возможно, нам стоит ввести схему, при которой механики могут перевозить в своей машине определенное количество запчастей и инструментов. Они меняют колеса в зоне, на которую отводится 15 минут... сколько вообще времени уходит на шины – четыре минуты, пять? За это время они могли бы сделать гораздо больше, чтобы помочь сохранить машину в гонке.


Взять, к примеру, Элфина [Эванса]: он доехал спецучасток на гибриде, просто чтобы добраться до финиша, а затем приложил все усилия для того, чтобы не выбыть из ралли. Возможно, с таким форматом можно будет и починить машину, и получить интересную историю.


Другой момент, связанный с удаленным сервисом – или потенциальным удаленным сервисом – состоит в том, что, по нашему мнению, в ралли слишком много внимания уделяется экипажу, состоящему из пилота и штурмана. А вот механикам и инженерам, которые работают над тем, чтобы машины оставались в гонке, внимание почти не уделяется.

А ведь они гордятся тем, что их техника работает, и расстраиваются, когда понимают, что экипаж сошел с дистанции, хотя необходимую деталь можно было привезти в ту же зону замены шин с собой. Мы можем сделать из них героев, ничуть не меньших, чем спортсмены».


Обсуждается и более масштабное изменение – отказ от протяженных дней на отдельных ралли.


«Должны ли мы проводить первый спецучасток в 7:08 утра и заканчивать день спецучастком в 18:08? – задался вопросом Ларкин. – Полагаю, в течение сезона есть несколько этапов, на которых можно так поступать, но должно ли это быть нормой – особенно в Европе? Не думаю, что это реалистичный вариант.


Мы немецкая компания и мы обязаны соблюдать немецкие законы – как и Hyundai. То же касается и финского законодательства (речь о Toyota) с их довольно строгими правилами относительно продолжительности рабочего дня.

Ладно, Монте-Карло – как раз одно из тех ралли, где всегда хочется немного выйти за грань; протяженные дни – это ключевая часть имиджа этого ралли. А является ли таким ралли Хорватия? Пожалуй, что нет. А Латвия? Возможно, нет – у нее нет того культового имиджа, как у Монте-Карло или Сафари.


Я считаю, что мы можем создавать различные этапы, отвечающие конкретному рынку и истории, которую мы хотим рассказать. Если представить, что каждый сезон – это книга, то мы хотим, чтобы 14 её глав были исключительно разными. Это ведь не кольцевые гонки, мы находимся в условиях стран, на территории которых выступаем, и я считаю, что мы можем адаптироваться и создать что-то свое».


Большую часть сезона компания из Мюнхена находилась под огнем критики со стороны гонщиков и команд, открыто обвинявших промоутера в отсутствии развития чемпионата. Недовольны участники и сервисом All Live, внедренным промоутером в 2018 году: решение, позволившее наблюдать за ходом соревнований в прямом эфире, поначалу было принято с восторгом, однако по прошествии времени ажиотаж поутих – теперь Rally TV (именно так теперь называется All Live) принято критиковать.

Так, прямые эфиры промоутера разносят за то, что он, в первую очередь, предназначен для «хардкорных» фанатов серии, совершенно не привлекая новую аудиторию. Есть и другие претензии: продукт промоутера не интересен, не имеет сюжета – есть старт, снимаемый примерно с одного и того же ракурса, несколько кадров со спецучастка и интервью на финише, содержание которого зачастую бессмысленно, – и его попросту скучно смотреть.


Директор Hyundai Motorsport Сирил Абитебуль, новичок в небольшом сообществе WRC, ратует за отказ от прямых эфиров. По его мнению, отведенный на них бюджет следует направить в иное русло.


«Мы должны перевести всё в цифровой формат», – заявил француз, попутно задавшись вопросом, кто вообще способен смотреть трансляции, которые длятся несколько часов.

Как и многие другие, Сирил ставит под сомнение целесообразность воскресного дня в существующем виде, который больше напоминает осторожную прогулку к заключительному Power Stage. Промоутер вынужден искать решение, которое удовлетворит всех – и вынужден считаться с особенностями WRC.

Как бы то ни было, сроки уже заданы: первые шаги по смене формата должны быть озвучены на Комиссии 22 сентября. После этого потенциальные изменения должны быть представлены на суд Всемирного совета FIA по автоспорту, который состоится 19 октября.